“Очищение уст пророка Исайи”

Проповедь святого праведного Иоанна Предтечи

Пророк Исаия, возвещая об избавлении Иерусалима и явлении Царствия Божия, говорит такие слова:«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, <…> и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40:2-5).Спустя 700 лет Иоанн Креститель, говоря о себе, повторит эти слова пророка: «Я глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1:23; Ис. 40:3). О чём же этот глас согласно пророческому речению? О том, что «всякий дол наполнится», то есть всё смиренное возвысится, «всякая гора и холм да понизятся», то есть всё гордое будет упразднено и смирится и явится слава Божия.

Видео

Книга пророка Исайи

     Книга, написанная Исайей, условно подразделяется на две части. Первая часть, включающая 1-39 главы, носит, по большей части, обличительный характер и осуждает творящиеся среди иудеев беззакония, за которыми непременно последует Божия Кара. Вторая часть данного труда содержит утешение людям о приходе Искупителя – Того, Кто возьмет на себя грехи человечества, и ранами Которого исцелится мир.

   Эта книга имелаогромную значимость в апостольские времена. В Новом Завете содержится более 60 ее цитат. Сам Спаситель обращался к ней во время посещения синагоги.

Проповедь Иисуса Христа в Галиле

Евангелист Матфей, описывая начало проповеди Иисуса Христа, когда Он пришёл и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых (Мф. 4:13), приводит следующие слова пророка Исаии:«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:1-2).Пророк говорит не просто о солнечном свете, а о Том Свете, Который просвещает каждого человека, то есть о явлении людям Христа.

Иконография

     Древнейшие изображения пророка, датируемые VI веком, можно увидеть в церкви Сан-Витале в итальянской Равенне и в монастыре вмц. Екатерины на Синае.

Описание икон и фото

Изображают его и в виде молодого юноши, и в виде седовласого старца, поскольку служение пророка составило несколько десятков лет.

Интересный факт

Иногда на его одежде изображают особое украшение – клав (клавий), имеющий вид вертикальной полосы, начинающейся у плеча. Это символ благородного происхождения, принадлежности к царскому роду.

Часто в иконографии провидца присутствует сцена его видения: подлетевший Серафим держит перед пророком клещи с раскаленным углем, намереваясь коснуться им его уст.

Самыми известными изображениями данного типа являются икона XII века «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми» из монастыря вмц. Екатерины и икона XVI в. «Пророк Исайя» из новгородского Антониева монастыря.

Подобные изображения присутствуют в клеймах медных врат Успенского и Благовещенского соборов в Москве.

Исайя, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XV

Исайя, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Поясное изображение пророка Исайи со свитком и клещами с угольком в руках. Происхождение: Из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: Дерево, темпера. Материал оклада: Серебро. Размеры иконы:  высота 77,8 см, ширина 55,6 см  НГОМЗ 2929. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

     Наиболее древние отечественные изображения этого подвижника находятся в Новгороде. Это его образ в церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручье и в церкви Рождества Христова на Красном поле. Датируются они второй половиной XIV века.

     Лик святого изображали на средневековых пророческих рядах иконостасов. Например, в Троице-Сергиевой обители, Кириллово Белозерском и Ферапонтовом монастырях подобные изображения известны с XV столетия.

Царь Соломон и Исаия
Троице-Сергиева Лавра
1425–

Царь Соломон и ИсаияТроице-Сергиева Лавра1425–1427 гг.

    Из западной традиции пришла манера написания святого провидца вместе с другими пророками. Чаще всего встречаются его совместные изображения с пророком Иеремией. Иногда в композицию может быть включен также образ Богоматери с Младенцем, как, например, на иконе XVI в. «Похвала Богоматери», хранящейся в Государственном Русском музее.

     Очень часто пророка изображают со свитком в руке, на котором записано изречение из Ис. 7:14:

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Татьяна Расновская

Теги