Признаки цивилизации древнего египта

Второй додинастический период

Второй додинастический (герзейский) (– вв. до н.э.)

В середине 4 тыс. до н.э. Египет вступает в период развитого медного века. Эта эпоха называется также герзейской (от деревни Герзе, возле которой было раскопано энеолитическое поселение). Герзейцы окончательно переходят к оседлости; ведущую роль в их жизни играют скотоводство и земледелие, прогресс которых приводит к возникновению имущественного неравенства; основным богатством считается скот. Земледельческая община из родовой трансформируется в соседскую; в ней происходит социальная дифференциация. Выделяется слой «знатных», формирующийся из военной верхушки (защитники племени – вождь, самые сильные воины), имущественной элиты (наиболее состоятельные и предприимчивые общинники), служителей культа. Этот слой доминирует над основной массой земледельцев и скотоводов. Захваченные в результате постоянных военный столкновений пленные образуют пока еще небольшую категорию рабов.

Насущная нужда в поддержании и расширении локальных ирригационных систем способствовала объединению общин в более крупные образования. Независимо от того, каким путем оно происходило (насильственным или мирным), одна из общин неизбежно занимала господствующие позиции по отношению к остальным; именно ее поселение превращалось в административный, военный и религиозный центр объединения, а ее элита узурпировала ведущие политические, военные и жреческие функции. Постепенно процесс объединения привел к появлению к концу 34 в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые оказались первыми протогосударствами Древнего Египта. В 33 в. до н.э. усилившаяся потребность в создании общеегипетской ирригационной системы обусловила тенденцию к политическому объединению всей нильской долины. Результатом борьбы номов за политическое преобладание стало возникновение двух государств – нижнеегипетского со столицей в Буто и верхнеегипетского со столицей в Нехене (Иераконполь). Ведущим культом в Нижнем Египте стал культ Сета, а в Верхнем Египте – культ Гора.

Видео

Позднее царство: XXII–XXVI династии

Ливизация Нижнего Египта закономерно завершается восшествием в 945 до н.э. на престол представителя ливийской аристократии Шешонка I. Он возвращается к агрессивному внешнеполитическому курсу фараонов Нового царства- вторгается в Палестину и захватывает Иерусалим. Ему также удается восстановить контроль над Нубией.

Значительные ресурсы, оказавшиеся в распоряжении царской власти, позволяют Шешонку I и его ближайшим преемникам развернуть дворцовое и храмовое строительство.

Шешонк I — завоеватель. Стена храма в Карнаке

Ливийская знать настолько укрепила свои позиции, что больше не нуждалась в покровительстве со стороны центра.

Нижний Египет фактически распался на множество небольших полусамостоятельных владений во главе с ливийскими номархами и военачальниками- этому способствовало соперничество внутри правящей династии, представители которой создали наиболее сильные княжества.

В середине VIII в. до н.э. Египет столкнулся с новым сильным противником — Напатским царством (Куш), возникшим на территории Нубии.

Третий переходный период

Третий переходный (– до н.э.): XXI династия

Разделение Египта привело к распаду единого царского хозяйства, фундамента государственной централизации. Царские поместья в номах оказываются в руках местной знати и жречества. Условные держания чиновников становятся их собственностью. Египет превращается в арену соперничества региональных группировок аристократии. Повсеместно, особенно на юге, возрастает могущество храмов. Больше не существует силы, способной консолидировать ресурсы общества для проведения активной внешней политики. Египет перестает быть великой державой Восточного Средиземноморья и утрачивает последние остатки своих чужеземных владений; ослабевает контроль даже над сильно египтизированной Нубией. Продолжается массовое проникновение ливийцев в Нижний Египет: они селятся там целыми племенами, образуют костяк египетской армии, их вожди все чаще занимают посты номархов и вступают в родственные отношения с местной светской и духовной знатью.

Скульптура Среднего Царства

Сенусерт III

Основные принципы монументальной пластики остаются неизменными. Отступление от канона Древнего царства выражается только в более стройных пропорциях человеческого тела.

Изображения фараонов устанавливаются теперь не только в могильных тайниках или в закрытых для доступа непосвященных храмовых помещениях, но и на виду у всех, чтобы внушать массам представление о величии фараона.

Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. В этих портретах интерес художника сосредоточен на попытке выявить сложность переживаний, раскрывающих характер человека, налагающих свой отпечаток на его лицо.

Теги