Религиозные представления о происхождении и сущности человека и объекта религии

В Древней Греции

Греческая мифология известна во всем мире, поэтому именно с нее в статье начинается рассмотрение мифов, объясняющих происхождение мира и человека. Согласно мифологии этого народа в начале был Хаос.

Из него появились боги: Хронос, олицетворяющий время, Гея — земля, Эрос — воплощение любви, Тартар и Эреб — это бездна и мрак соответственно. Последним божеством, рожденным из Хаоса, была богиня Нюкта, символизировавшая ночь.

Со временем эти всемогущие существа рождают на свет других богов, завладевают миром. Позднее они обосновались на вершине горы Олимп, которая отныне стала их домом.

Греческий миф о происхождении человека — один из самых известных, поскольку изучается в школьной программе.

Видео

Христианство

В этой религии господствует идея сотворения мира из «ничего». Бог создал весь мир при помощи собственной силы. На сотворение мира у него ушло 6 дней, а на седьмой он отдыхал.

В этом мифе, объясняющем происхождение мира и человека, люди появились в самом конце. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому именно люди являются «высшими» существами на Земле.

Ну и, конечно, все знают про первого человека Адама, который был создан из глины. Затем из его ребра Бог сделал женщину.

Введение

Вопрос о происхождении человека зародился в глубокой древности. Уже в самых примитивных религиозных верованиях давалось объяснение устройства Вселенной и места человека в ней. Постепенно эти представления усложнялись, «обрастали» массой деталей, подкреплялись доказательствами. Долгое время господствующее положение занимало религиозное объяснение этой проблемы. Возникновение науки, как особой отрасли знаний, стало серьезным толчком для изучения вопроса о происхождении человека. Теория Дарвина впервые была подтверждена серьезными научными фактами. Но в ней были и свои слабые места, чем с успехом воспользовались противники этой теории. В настоящее время появляется множество других объяснений происхождения человека. Какие-то теории заслуживают внимания, некоторые выглядят абсолютно фантастическими.

Человека создал Бог — вот взгляд православного человека на теорию происхождения человечества

Для православного естественна религиозная теория происхождения человека. Суть её состоит в том, что человек сотворён Богом. При этом нельзя говорить о том, что человек произошёл от Бога, так как он Его творение.

Именно поэтому, размышляя над этим вопросом необходимо обращаться непосредственно к священному Писанию, в котором говорится:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

(Быт 2:7)


Сотворение Адама. Мозаика. XII в. Для православного человека приемлема только одна версия происхождения человека — сотворение его Богом

В Библии о создании человека говорится ещё раз:

«И был вечер, и было утро; день пятый…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их…И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, весьма хорошо. И был вечер, и было утро; день шестой» Библия, писание Моисея, книга Бытие, гл. 1».

(Бытие 23-28)

Здесь Священное Писание указывает на одну природу мужчины и женщины, ведь потом Господь создать Еву из ребра Адама. Таким образом, для верующего человека никаких загадок в вопросе происхождения человека нет, на это всегда указывали христианские пророки и святые.

При этом необходимо отметить, что единства в православном мире по вопросу отношения к научной теории происхождения человека нет.

В Библии о происхождении человека говорится дважды.

Дело в том, что в православие существует два взгляда на толкование Священного Писания по вопросу о том, как природа человека создана Богом.

Одно из них подразумевает буквальное прочтение Библии и отвергает все попытки научного подхода к теме происхождения человека. Так, например, считал святой Иоанн Кронштадтский.


Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своих рождественских выступлениях в 2007 году Патриарх сказал о том, что не видит ничего плохого в том, что школьники познакомятся с положениями эволюционной теории, но её сторонники не должны навязывать её другим

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своих рождественских выступлениях в 2007 году Патриарх сказал о том, что не видит ничего плохого в том, что школьники познакомятся с положениями эволюционной теории, но её сторонники не должны навязывать её другим

Второй взгляд подразумевает признание научных методов познания в вопросе происхождения человека при неизменности самого факта творения его Богом. Сторонником такого считается протоиерей Александр Мень.

Высшее священноначалие РПЦ не поддерживает позицию сторонников буквального толкования Библии, так как она приводит к конфликту Церкви со школой и научным сообществом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, отметил:

«Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошёл от обезьяны, — пусть так считает, но не навязывает это другим».

Различные теории происхождения человека

У разных народов сохранилось много самых разнообразных сказок о происхождении человека. В наиболее древних из них рассказывается, что первые люди свалились на Землю с Луны, что выросли они на деревьях, вылупились из яйца, снесенного какой-то чудесной птицей, и т. д.

В более позднее время, с развитием ремесел, когда люди все больше и больше начинают выступать в качестве мастеров, творцов различных предметов, появляются легенды, в которых утверждается, что первые люди были сотворены какими-либо героями или богами: вырезаны из дерева, высечены из камня и т. п.

У древних народов, умевших изготовлять гончарные изделия, возникло представление, что первые люди были сделаны богами из глины. Так, в древнем Египте верили, что бог, по имени Хнум, вылепил первого человека на гончарном круге.

Согласно древнегреческой легенде, бог Зевс, подобно гончару, вылепил людей из глины, а богиня Афина «одушевила» их, то есть оживила.

Греческий бог Зевс лепит из глины первых людей, а

Греческий бог Зевс лепит из глины первых людей, а богиня Афина «одушевляет» их.

Динозавр в качестве аргумента

Впрочем, у наших оппонентов, действительно, имеется важный довод, основанный на Священном Писании. Нам возражают: «Существование смерти до Адама противоречит учению Церкви о вхождении её в мир через грехопадение». Но если смерть пришла в мир в результате того, что наш праотец согрешил, то откуда же взялись останки динозавров в слоях более глубоких, чем те, что хранят следы человеческого существования? А ведь это является доказанным фактом. По логике вещей, доведённой до абсурда, христиане, увидев в палеонтологическом музее окаменелости, выкопанные из более ранних слоёв, чем те, в которых встречаются кости Адамовых потомков, должны были бы от своей веры отказаться. А заодно и от пользования нефтепродуктами, которые являются результатом разложения биомассы, накопленной за много миллионов лет до появления человека: ведь она в принципе не может существовать, а значит, Роснефть получает свои нефтедоллары «из ничего».

Совместимо ли наше знание (не мнение, а именно знание!), что динозавры вымерли до появления первого человека, с христианской верой? Да, смерть Адама есть результат его грехопадения. Апостол Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Но в стихе речь идёт о поражении смертью исключительно человеческого рода: говорится не «на всё бытие», и не на «всё живое», а на «всех человеков». Более того, не за умерших динозавров умер Христос – за нас, людей. Если бы было правдой (выдуманное мною сейчас) утверждение «грехом Адама смерть динозавров вошла в мир», то потребовалось бы принятие тезиса, что Христос, исправляя преступление Адама, и динозавров воскресит. Заметим здесь, что Церковь не отпевает ни собак, ни кошек – нужны ли ещё аргументы в пользу того, что именно смерть человека есть тот «последний враг» (1 Кор. 15, 26), который истребится в конце времён?

Апостол Павел говорит, что вся природа страдает в результате грехопадения: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 23)». И Церковь поэтому мыслит Христа Спасителем не только людей, но всех живых существ: «…Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. (Рим. 8, 20-21)». Но в чём это «рабство тлению» – мы не знаем. Если бы имелась в виду именно смерть тварей от естественных причин, то христиане, наверное, давно должны были бы стать вегетарианцами. В качестве своего частного мнения могу предложить понимание «страданий» природы как её неблагополучное экологическое состояние, которое является результатом грехов людей. Всякий, кто рискнёт в Якутске доехать до седьмого километра Вилюйского тракта и вдохнуть «благоухание» городской свалки, думаю, согласится с возможностью такой интерпретации.

Теги