Содержание материала
событий стрелецкого бунта года
Стрелецкий бунт начался 15 мая 1682. Его катализатором стали Милославские, давшие рано утром весть в стрелецкие слободы об убийстве царевича Ивана заговорщиками. Стрельцы сразу выступили с походом на Кремль.
Весть об этом дошла и до бояр, которые экстренно собрались в Кремле вместе с патриархом. Ими было решено показать двух братьев воинам, чтобы те удостоверились, что никакого заговора не было и во дворце всё спокойно. Наталья Кирилловна вывела братьев на Красное крыльцо, где Иван обратился к стрельцам и попытался убедить, что с ним всё в порядке, и никто его не ущемляет. Также перед солдатами выступил с речью боярин Артамон Сергеевич Матвеев, который смог окончательно усмирить пыл войска. Но ситуацию усугубил Михаил Юрьевич Долгорукий, второй начальник Стрелецкого приказа после своего отца Юрия. Он обрушился на стрельцов с руганью и приказал отправляться им обратно в казармы, что привело к тому, что воины окончательно освирепели и убили предводителя.
Но на этом они не остановились и отправились во дворец искать других «изменников». Так в результате был убит князь Ромодановский и несколько других высокопоставленных лиц. С особой тщательностью стрельцы искали способного и энергичного младшего брата царицы Ивана Кирилловича Нарышкина, который был больше всего ненавистен Милославским. Но найти его так и не удалось.
Одним дворцом воины не ограничились и принялись чинить беспорядки на улице, где убили ещё нескольких человек, неугодных Милославским. Также они наведались и в дом к Юрию Долгорукому, которого также не пощадили.
Стрельцы продолжили беспорядки и издевательства над трупами до вечера, а позже разошлись обратно по казармам.
На следующее утро бунт возобновился. Стрельцы продолжили казнить всех, на кого указывали Милославские в качестве предателей. Однако главную цель, Нарышкина, им так и не удалось найти.
На следующий день, 17 мая 1682 года, бунтующие потребовали выдачи последнего «изменника», оставшегося безнаказанным – Ивана Кирилловича. Во дворце решили, что единственный способ прекратить восстание – выдать князя. Нарышкин причастился и сдался стрельцам, которые его долго пытали, а позже убили. Этим и кончился мятеж.
Перемены в правительстве вследствие стрелецкого бунта – передача власти царевне Софье
Царица Наталья с сыном Петром укрывалась от стрелецкого бунта. Приходя ко дворцу с требованиями и заявлениями, они, за отсутствием других властей, стали обращаться к царевнам; а от имени них отвечала и действовала Софья Алексеевна. В счет недоданного жалованья за прошлые годы она раздала стрельцам большие суммы, и обещала уплатить еще по 10 руб. на человека. Царевна Софья согласилась и на название «надворной пехоты», начальником которой, на место убитых Долгоруких, назначен был князь Хованский. Хованский, руководя стрельцами, 23 мая явился во дворец с выборными от их полков и объявил, что все стрельцы, а равно и чины Московского государства требуют, чтобы на царском престоле были посажены оба брата, Иоанн и Петр Алексеевичи. Для решения сего вопроса царевна Софья созвала Боярскую Думу, духовенство и выборных от разных чинов столицы.
На этом частном Земском соборе послышались некоторые возражения против двоевластия; но большинство под давлением стрелецкого бунта нашло, что оно полезно в случае войны: один царь может отправиться с войском, а другой будет управлять царством. Привели и подходящие примеры двоевластия из истории Византийской. Собор решил быть двум царям. Однако царевна Софья хотела точнее определить их взаимные отношения, и вот снова явились стрелецкие выборные и потребовали, чтобы первым царем был Иоанн, а Петр вторым. На следующий день, 26 мая Боярская Дума с Освященным собором подтвердила это требование. Мать Петра Наталья Кирилловна отодвигалась в силу этого на задний план, а на передний выступили сестры болезненного Иоанна, прежде всего царевна Софья Алексеевна.
Участникам стрелецкого бунта была объявлена особая милость, и во дворце каждый день угощали по два полка. Захватив власть фактически, Софья пожелала и юридически закрепить ее за собою влиянием того же стрелецкого войска. 29 мая бунтовщики заявили новое требование: по юности обоих государей вручить управление царевне Софье. При этом ссылались на примеры Византийской истории: знаменитую Пульхерию, сестру Феодосия II. Бояре и патриарх обратились к царевне с просьбою принять на себя правительственные заботы. Софья по обычаю сначала отказывалась, но потом согласилась. Она стала именовать себя «великая государыня, благоверная царевна и великая княжна Софья Алексеевна».
Едва ли не первым правительственным актом стало утверждение новой стрелецкой челобитной от 6 июня. По-видимому, население столицы стало выражать негодование на совершенные во время стрелецкого бунта убийства. Стрельцов называли бунтовщиками, изменниками, злодеями. В ответ «надворная пехота» просила у царей дозволения поставить на Красной площади каменный столб с прописанием имён убитых «преступников» и их вин и с похвалою надворной пехоте за верную службу; просила запретить называть ее бунтовщиками и другими поносными словами, а также о разных служебных льготах. Просьба стрельцов была немедленно исполнена, каменный столб воздвигнут, и на четырех железных листах с четырех сторон столба, прописаны имена и вины людей, убитых 15–17 мая. Стрелецкий бунт благодаря этому выставлялся переворотом весьма благотворным, а все насилия стрельцов оправдывались мнимой государственной пользой.
Созданные причины
Они состояли в борьбе за влияние при дворе двух кланов – Нарышкиных и Милославских, бывших родственниками двух братьев Федора по матерям (Иван – сын Марии Милославской, Петр – Натальи Нарышкиной). Каждая группа рассчитывала править от имени своего малолетнего родственника (на момент смерти Федора Ивану было 16, а Петру 10 лет).
Свои «пять копеек» в общую смуту внесли и поклонники старообрядческой церкви, не утратившие еще надежды вернуть себе духовное главенство. Тут тоже речь шла исключительно о делах мирских – деньгах и власти.
Наконец, стрельцы просто не понимали, как действительно можно решить их проблемы с бедностью и бесправием, и поддались «майданной» идеологии – бить, кого попало, просто за то, что богаче и успешнее. Случилось так, что Милославские первыми сумели показать им подходящую мишень.
Наступление на Москву
Участники стрелецкого бунта 1698 года, добравшиеся до своих полков, стали вести агитацию и подбивать товарищей идти на столицу. Они читали им письма, якобы написанные Софьей, и распространяли слухи о том, что Петр отказался о православия и даже умер на чужбине.
В конце мая 4 стрелецких полка перевели из Великих Лук в Торопец. Там их встретил воевода Михаил Ромодановский, который потребовал выдать зачинщиков смуты. Стрельцы отказались и решили идти на Москву.
В начале лета Петру доложили о восстании, и он приказал немедленно расправиться с бунтарями. В памяти молодого царя были свежи воспоминания детства о том, как на его глазах стрельцы растерзали родню его матери, поэтому он не собирался никого щадить.
Взбунтовавшиеся полки в количестве около 2200 человек дошли до стен Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, расположенного на берегу реки Истра, в 40 км от Москвы. Там их уже поджидали правительственные войска.
Причины бунта
Можно выделить 3 главных причины мятежа стрелецких войск в 1682 году:
- Противостояние могущественных кланов Нарышкиных и Милославских, которые использовали стрельцов в своих интересах.
- Недовольство стрельцами условиями несения службы.
- Усиление стрелецкого войска как элитного воинского подразделения, стремление предводителей стрельцов играть политическую роль.

Рядовые стрельцы еще во время правления царя Федора накопили много жалоб по отношению к начальству. Их основные претензии:
- несвоевременная и неполная выплата жалования;
- злоупотребление властью со стороны вышестоящих чинов;
- принуждение выполнять дополнительные обязанности, в том числе хозяйственные работы.
Стрельцы – отборные государственные войска в Московском царстве в XVI-XVII веках. Были вооружены огнестрельным оружием – пищалями и мушкетами, а также бердышами, саблями и пиками. По разным подсчетам, к началу 1680-х численность стрелецких войск в Москве составляла от 14 до 22 тысяч. Общая численность по всему государству доходила до 55 тысяч.
Расследование. Казнь стрельцов
1698 год, июнь — сразу были проведены первое следствие и казни в Воскресенском монастыре.
22 и 28 июня — согласно приказа Шеина было повешено 56 зачинщиков стрелецкого бунта, 2 июля — 74 человека отправили в Москву.
140 стрельцов были биты кнутом и сосланы, 1965 бунтовщиков разослали в тюрьмы по городам и монастырям.
25 августа — вернувшийся из-за границы царь Петр был недоволен розыском. В конце сентября 1698 г. (по новому стилю) больше 1700 оставшихся в живых стрельцов, принимавших участие в бунте, начали свозить к Москве.
17 сентября — стрельцов стали пытать. Жены, сестры, родственники бунтовщиков, служанки царевны Софьи Алексеевны также были подвергнуты допросам и пыткам.
1698 год, 10 октября — в Москве начались казни. Всего казнили больше 1000 стрельцов, 600 были биты кнутом, клеймены и сосланы. 5-ти бунтовщикам сам Петр I отрубил головы. В течении 5-ти месяцев трупы казненных стрельцов не убирали с места казни.
Стрелецкие жены и дети должны были покинуть Москву. Им запрещалось давать работу или милостыню, из-за чего стрелецкие семьи были обречены на голодную гибель.
До 1707 г. продолжались следствие и казни и завершились казнью Артемия Маслова, одного из предводителей бунтовщиков, которым летом 1698 г. было зачитано послание к стрельцам от царевны Софьи.