Урок 21-22. Философия о бытии, материи, пространстве и времени

Что такое пространство в философии

Пространство – это в философии одно из фундаментальных свойств, которыми обладает бытие. Это свойство используется для характеристики длительности, формы, особенностей бытия. Оно является незаменимым условием функционирования всего мира. Пространство в философии – это определение места существования и сосуществования вещей, явлений. Каждый объект, материя находится в пространстве. 

Это ключевая категория науки и философии. Практически постоянно термин «пространство» используется в жизни людей. Он является основополагающим условием многих философских гипотез, имеет большое значение в научных исследованиях и открытиях. Всеобщий мир, абстрактное место, в котором пребывает все существующее и живущее на планете. Выделим три понимания пространства:

  1. Трехмерная физическая плоскость, в которой находится весь мир, за которым мы наблюдаем.
  2. Конкретная точка, в которой происходят определенные действия, события, явления. Оно универсальное, поэтому способно вмещать неограниченное количество физических объектов. Между ними может присутствовать или отсутствовать связь. 
  3. Определенная зона, в которой находятся вещи, люди, явления, объединенные одним признаком, имеющие между собой контакт, связь.

В повседневной жизни понятие часто используется как метафора. Пространство – неограниченная территория, где могут существовать любые объекты. 

Видео

Концепции пространства и времени в античной философии

Еще в древние времена мыслители размышляли о природе и сущности пространства и времени. Так, некоторые философы отрицали возможность существования пустого пространства, или, по их словам, несуществования. Это были представители элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач и философ Эмпедокл, отстаивая учение о невозможности пустоты, утверждал, в отличие от элеатов, реальность изменения и движения. Он сказал, например, что рыбы движутся в воде и что пустого пространства не существует.

Некоторые философы, в том числе Демокрит, утверждали, что пустота существует в виде материи и атомов и необходима для движения и соединения атомов.

Наиболее полная и последовательная попытка отделить время от материи была предпринята Ньютоном. Он назвал его абсолютным, истинным, математическим временем, которое «… по своей природе, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью». Он также считал пространство точно таким же: абсолютным, истинным и пустым, не связанным ни с объектами в нем, ни с их изменениями, ни со временем. В этом абсолютном пространстве существовало абсолютное движение, измеряемое уже известным нам абсолютным временем. Зачем создателю теории всемирного тяготения понадобилось это пространство? Потому что без этого он не мог управлять движением.

Еще в древности было замечено, что если корабль спокойно плывет по гладкой поверхности реки, путешественник не может определить, движется он или неподвижен, если не видит берега. Галилей также распространил эти наблюдения на физические эксперименты. Он писал, что камень, «падающий с мачты корабля, одинаково безразличен к движению; камень всегда закончит свое падение, ударившись в одно и то же место, независимо от того, неподвижен ли корабль или быстро движется». Я… Я провел этот эксперимент, но еще до этого естественный разум привел меня к твердому убеждению, что все должно получиться именно так, как получилось». Следовательно, ни один эксперимент не может определить, движемся мы или нет, если движение происходит без ускорения. В этом заключается суть «принципа относительности» Галилея. Ньютон согласился с этим принципом. Тем не менее, он считал, что должно существовать нечто неизменное (будучи религиозным человеком, он называл пространство «бесконечной чувствительностью Бога»), некая основа, на которой наблюдатель может ощущать движение без ускорения. Абсолютное пространство и было для стационарной ньютоновской системы отсчета. Физика восемнадцатого века приняла принципы Ньютона и очень плодотворно их использовала. Единственной деталью, нарушавшей фасад стройного здания, была скорость света. Его нужно было считать бесконечным, потому что он мог быть таким только в пустом пространстве, а наблюдения этого не подтверждали. Еще в 1675 году датский астроном Олаус Ремер представил Парижской академии наук меморандум «О доказательстве движения света». В статье описаны наблюдения за Юпитером и его луной Ио. Оказалось, что Ио появилась за Юпитером в январе на 16 минут и 36 секунд раньше, чем в июне. Поскольку Земля и Юпитер в июне находились по разные стороны от Солнца, а в январе — по одну, оставалось предположение, что это связано с конечной скоростью света. В каждом случае он должен был преодолеть разное расстояние до Земли. Простое деление — и Ремер получает первое в истории науки значение скорости света: около 280 тысяч километров в секунду — отличный результат, особенно учитывая неточность часов того времени и другие погрешности.

Согласно аристотелевской традиции, все законы, управляющие Вселенной, могут быть выведены чисто умозрительно, и нет необходимости проверять их на опыте. Поэтому до Галилея никто не задумывался о том, действительно ли тела разного веса падают с разной скоростью. Считается, что Галилей доказал ложность доктрин Аристотеля, бросив тела разного веса с падающей Пизанской башни. Это, конечно, выдумка, но Галилей действительно делал нечто подобное: он скатывал шарики разного веса по скользкой дорожке. Такой эксперимент похож на сбрасывание тяжелых тел с башни, но его легче наблюдать, поскольку скорость меньше. Измерения Галилея показали, что скорость любого тела увеличивается по одному и тому же закону, независимо от его веса.

Общие сведения теории «Большого взрыва»

Некая туманность явилась из космического вакуума. Она представляла из себя материальную субстанцию до взрыва. Затем ее фрагменты с большой скоростью разлетались в синергетическом вихре. Впоследствии эти фрагменты образовали звезды, позже целые галактики. Последние продолжали двигаться по инерции, которая была создана субстанциональным взрывом. Двигаясь, галактики расширяли пространство Вселенной.  

Существуют естественнонаучные основания, позволяющие считать, что предполагаемое пространственное расширение относится не только к внутригалактическим процессам. Это значит, что во Вселенной кроме нашей Метагалактики могут существовать большое множество других космических систем, которые даже трудно подсчитать. 

Рассматривая это суждения с точки зрения философия, оно является объективным фактом. Этому свидетельствует тот факт, что в материальном мире, в его бесконечных пространственно-временных формах есть различные структурные образования материи, имеющие многомерные элементы. В их число также входят социальные организации. 

Но для Вселенной и Земли неизменным остается вопрос о том, как же будет происходить естественный материальный процесс во времени и пространстве дальше.

Реляционная концепция

Реляционная концепция пространства и времени утверждается в XX веке благодаря созданию теории относительности А. Эйнштейна, хотя ее философское основание можно найти еще в философии Аристотеля и Г. Лейбница. Аристотель отрицал существование пустоты как таковой. Пространство занято материальными телами. По Лейбницу ни абсолютной пустоты, ни чистой длительности, которые бы существовали независимо от материальных тел, нет и не может быть.

В реляционной концепции пространство – это порядок взаиморасположения материальных объектов, а время – последовательность их изменений.

С точки зрения современного естествознания и философии объективная реальность нераздельно связана с пространством, временем и материей (само движение можно определить как единство пространства и времени). Пространство и время – не абсолютны, они определяются теми процессами, событиями, которые в них возникают и существуют.

Описание и анализ предметных проблем

История. Историческое время нельзя сравнить с физическим временем. Это связано с тем, что историческое время обладает собственной структурой, где субъекты истории овладевают временем и пространством, они организуют события, вместе с этим их переживают. 

Историческое время можно исчислять поколениями, эпохами, веками. Его особенное свойство – общественные события, оставшиеся в памяти поколений и сыгравшие существенную роль, являются точкой отсчета. 

Интересной теорией можно считать теорию исторического сжатия времени с пространственной динамикой, а также результаты его протекания для человечества. 

Античные времена насчитывают пять тысячелетий (ведение примитивного хозяйства). Средневековье протекало всего в одной тысячи лет (развитие ремёсел). Новое время прошло за 300 лет (скачок в естественных науках, становление производства). Новейшее время закончилось через сотню лет, но в ее рамках протекло много событий (мощная социальная динамика, появление супертехнологий). 

История сегодня практически твориться у нас на глазах, многие люди не способны приспособиться к условиям бытия, которые быстро сменяются. Из этого выходит непонимания целых поколений людей, так как они жили и живут в разные и по-разному адаптированные ими исторические периоды времени;

Политология. Обладает политическим временем. Оно проявляется в реальной, физической, физической формах. Все они составляют уникальное общественное явление. Политическое время в своем формальном проявлении выражено специфическом бытием наций, народов, стран, содружеств, государств, союзов, где есть политическое господство, действующие политические режимы, реализуются гражданские свободы. В нем сформированы и работают политико-правовые механизмы институционального регулирования, которые прошли длительную адаптацию. 

Политика отражает отношения в вопросах власти, в результате чего оно становится реальным временем, в рамках которого удовлетворяются общественные потребности.

Социология. Она представляет социальное время. В социальном пространстве мы можем наблюдать темпы человеческого развития, которые постоянно ускоряются, а также темпы социализации, которые вызваны общественными явлениями. Из-за чего большое количество социальных явлений на данный момент могут уложиться в одной и той же единице фактического времени. 

Эти социальные явления происходят в учебной группе, в семье, в государственной структуре, в профессиональном коллективе. Другим вопросом является наша оценка социального явления, которая рассматривается с общественной точки зрения (институционально, то течение времени одно), а также с персональной точки зрения. С персональной точки зрения оценка социального явления рассматривается тогда, когда индивид, человек самостоятельно решает личные проблемы (здесь временные процессы протекают иначе — персонифицированно);

Биология. Подразумевает протекание биологического времени. Живые структуры имеют особые свойства времени и пространства. Биологическое время предполагает протекание жизнедеятельности организмов, начиная от белковых до приматов, иначе говоря, до человека. 

Биологическое время означает время осуществления обмена веществ в человеческом организме, обмена, который способствует жизненным функциям человека. Многомерной задачей является продление или сокращение время жизнедеятельности организма. Она является глобальной для человека и биомира. 

Проблема сокращение время жизнедеятельности организма остается глобальной как для человека, так и для биомира. И люди, и животные имеют одинаковую проблему, которая заключает в возможном сокращении времени своего функционирования

Вся цивилизация охвачена техногенным процессом. В этом развитии есть как плюсы, так и минусы. Стоит отметить один из них, который заключается в искривлении естественного течения времени, когда время переводится с «летнего» на «зимний» режим и обратно. Этот переход плохо сказывается на организме человека. 

Многие люди действительно страдают от такого насильственного сдвига во времени. Это касается особенно людей пожилого возраста, или страдающих от некоторых заболеваний. 

Психология. Психология рассматривает психологическое время. Оно имеет связь с индивидуально-эмоциональными переживаниями человека. Время может растянуть напряженность, в противоположность этому выступает радость, удовольствие, которые являются скорее скоротечными. 

Человек, выполняя какие-либо действия, поступает двояко: рационально и вместе с этим, эмоционально. Его собственное Эго обязательно контактирует с подсознательным Оно, вступая в «диалог» с общественным Супер-Эгом, который имеет нормативный характер, представляет индивидуальный психологический тип поведения. Иначе говоря, мотивированность поступков, учитывая психологическое время, может быть достаточно разнообразной.  

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги

Теги